Арын Сулеев: Нужен единый кинопортрет казахов, проживающих на территории России

В Алматы вышел в свет сборник материалов традиционной межвузовской студенческой научно-практической конференции, приуроченной к 315-летию основания Санкт-Петербурга. В докладах и статьях, составляющих вышеназванный сборник, рассматриваются различные проблемы в области гуманитарных дисциплин, экономики и управления, информатики и математики.

Они написаны студентами и преподавателями различных вузов Казахстана и России. Данный доклад написан Арыном СУЛЕЕВЫМ, выпускником Казахской национальной академией искусств, направления «Операторское искусство» Руководитель Галина РЕПИНА, старший преподаватель кафедры режиссуры и операторского искусства КазНАИ им.Жургенева. 

История человечества - это не только череда войн, конфликтов, колонизаций, ассимиляций. Во многом это еще и взаимосвязь культур или своеобразный межкультурный диалог. Ценность таких связей между этносами, народами, государствами приобретает особую ценность в новейшую эпоху, которая во многом определяется тем, что более четверти века тому назад распалась огромная и мощная держава под названием СССР. После чего возник целый ряд новых независимых государств, включая Российскую Федерацию и Республику Казахстан. В новом политическом пространстве, которое мы до сих пор называем постсоветским, «на первый план вышли проблемы интеграции и дезинтеграции, выстраивания нового формата отношений между новыми государственными образованиями» [Пивовар Е.И. Постсоветское пространство - альтернативы интеграции. СПб., 2008, с.124].

Разумеется, все мы знаем, что именно Россия является фактическим и юридическим правопреемником СССР, и потому Москва по-прежнему является одним из весомых игроков на международном политическом поле и в этом смысле является для всей остальной планеты наиболее заметной частью прежнего советского мира. Вместе с тем, надо отметить, что взаимоотношения новой России с теми государствами, которые по объективным обстоятельствам возникли после распада СССР, paвнo, как и все остальные взаимосвязи между всеми этими государствами, также относятся к мировой политике и имеют свою особую и определённую важность для всех участников непрекращающегося процесса взаимоотношений. Процесса, который, напомним, теперь протекает совсем в других рамках и совершенно в новых условиях международной обстановки, которая не стала более стабильной (если не наоборот) и спокойной с тех пор, как не стало СССР.

Актуальность темы обусловлена тем простым фактором, что нынешние Казахстан и Россия являются дружественными странами, имеющими одну из самых беспрецедентных по протяженности совместных государственных границ - порядка 7 тысяч километров. Не говоря уже об исторически обозримых, уходящих в глубину веков, тесных и самых разнообразных контактах. Кто-нибудь может возразить, что такая история контактов и отношений у России существует не только с Казахстаном. Но ведь очевидно, что это не так. Так как с некоторыми новыми независимыми государствами у Российской Федерации, прямо скажем, отношения не самые простые. И потому на таком фоне Россия и Казахстан демонстрируют куда больший интеграционный потенциал. Если говорить о наиболее результативных попытках развить интеграцию на постсоветском пространстве, то в первую очередь на ум приходят именно наши две страны.

Наша цель - выявить связующие звенья между Российской Федерацией и Республикой Казахстан и отметить результаты их культурных взаимосвязей. Ведь не стоит забывать, что все связи, имеющие былой бэкграунд, исторически обусловленные, возникающие внове, имеющие, так сказать, материально-экономическую, прагматическую составляющую, лишь тогда по-настоящему эффективны, когда сдобрены и даже освящены вдобавок еще и «нематериальной», если можно так выразиться, субстанцией. И здесь видится особая роль молодежи как наиболее мобильной, гибкой и энергичной части общества, которая в связи с уходом с арены старших поколений должна становиться движущей силой новых экономик своих стран и способствовать формированию новых культурных пластов. Поэтому креативная часть молодежи должна знать и понимать такие вещи. Что имеется в виду? Отношения между новыми государствами на постсоветском пространстве во многом определяются форматом их взаимодействия в интеграционных объединениях в экономической и военно-политической областях - СЖ (Союз Независимых Государств), ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), ЕЭП (Единое экономическое пространство). В основе, например, ЕАЭС лежит идея, в которой провозглашается принцип четырех свобод перемещения: товаров, услуг, труда, капитала. А значит, и совместных культурных инициатив, проектов.

Сегодня наши страны - это отдельные, суверенные государства. Идет совершенно объективный процесс отхода от былых советских ценностей, естественный процесс изменения общества, т.к. более 25 лет после распада СССР шли поиски самости, идентичности, строительство национальных государств. Однако говорить о полном изменении культурных кодов и каких-то парадигм было бы слишком смелым. Имеет смысл все это сохранять? Возможно, это жизненно необходимо. Думаю, было бы правильным, чтобы, скажем, процессы возрождения национальных культур, языков, традиций не привели к отрицанию культуры соседних народов [URL: http://better.kz]. Одним из залогов нормальных, полнокровных связей и коммуникаций является тот неоспоримый факт, что русский язык, по-прежнему, жив и востребован в крупных городах, в столице. В настоящий момент во всем мире востребован английский язык, но в наших, евразийских реалиях, он пока что уступает русскому. Мы смотрим российские фильмы, читаем российскую литературу, пользуемся Рунетом, знаем российских эстрадных звезд и т.д. Но здесь может произойти и встречный поток. Ведь сегодня мы видим, как прагматизм укрепляет отношения между разными регионами Евразии, а это не только постсоветское пространство, это и Азия, и исламский мир [Роль молодёжи в евразийской интеграции. - URL: http://www.enwfond.ru]. И казахстанское видение, основанное на русском же языке, может вполне пригодиться в культурном плане России.

До конца 2018 года можно придумать и воплотить такого рода проекты. Тем более, что 2018 год объявлен Годом культуры в СНГ. В настоящее время большой интерес вызывают аудиовизуальные проекты, допустим, такой жанр, как документальное кино. В ряде областей в Российской Федерации (от Астраханской области до Сибири) проживают казахи. Нельзя сказать, что о казахах (и не только о казахах) нет какой-то кинодокументалистики. Но сказать, что она кому-то широко известна, причин нет. Так почему бы казахстанской, а еще лучше, совместной киноэкспедиции не собрать детализированный материал про всех этих казахов - проживающих как в европейской, так и в азиатской части страны, от Оренбурга с Астраханью до Омска и Тюмени - граждан Российской Федерации? Это было бы очень интересно, имело бы большой международный резонанс. Таким образом, возникла пока одна идея, один вид межкультурного диалога, который должен продолжаться, обновляться и оставаться одним из краеугольных камней того, что мы называем добрососедством, интеграцией, сотрудничеством, взаимопониманием. С нашей точки зрения, это уже немало...

 


ИАЦ МГУ

Рейтинг: 
Средняя: 3 (2 votes)