Мутные потоки

О ситуации с обеспечением населения Казахстана качественной питьевой водой наверно известно практически каждому жителю страны. Вот уже недобрых двадцать лет она колеблется от состояния «отвратительно» до «так себе» и обратно. Причем,  оптимистичная стабилизация  «так себе» возникает на очень непродолжительный период после принятия очередной «судьбоносной» государственной программы, а в категорию «отвратительно» перетекает сразу же после подведения итогов ее практической реализации.

Если забить все госпрограммы на водную тему в книжные тома, то их объему обзавидуется легендарная  Британская энциклопедия. Одной из наиболее одиозных была недоброй памяти  программа «Питьевые воды»,  которая унесла с собой в мутный коррупционный водоворот десятки миллиардов тенге. Потом, этому обстоятельству долго удивлялись буквально на всех уровнях правительства и местной исполнительной власти в самых разных регионах. Тех самых,  которые будто бы соревновались между собой - кому удаться смыть в небытие больше бюджетных денег. Как выяснялось -  удавалось многим. «Контроля нет, проектных организаций нет, как смету считать - никто не знает. Это же миллиарды уходят. С начала программы по республике 80 миллиардов тенге ушло! Каждый аким, каждый депутат считает своим долгом пробить и выбить деньги. Большие деньги. И ничего не сделать…» - горячились на одном из тогдашних заседаниях правительства  ответственные чиновники весьма крупного ранга. А затем… А затем с каким-то маниакальным упорством принимали следующие аналогичные программы и утверждали сопутствующие проекты. Чего там только не было и «Чистая вода» - «Ак булак», и «Развитие регионов», и, рассчитанная до 2020 годы государственная программа «Экология Казахстана» и великое множество программ поменьше, разработанных на региональном уровне.

Результат, впрочем, был один и тот же – плачевный…

«Из казны было выделено 195 миллиардов тенге, но вода не была проведена даже в половине тех населенных пунктов, которые попали в программу», - информировал население на брифинге Службы центральных коммуникаций при Президенте  РК депутат мажилиса  Асхат  Бекенов.

 « …Новая программа «Ак булак»  принята до 2020 года, на ее реализацию выделяются огромные средства из госбюджета. Но интересно - сделан ли анализ по выявлению причин провала предыдущих программ, а те кто продвигал это в жизнь ответили ли за свое провальное шествие? Ясно одно, пока программа «Ак булак» идет след в след по той же провальной тропе. В этом можно легко убедиться, обратив внимание на содержание и последовательность выполняемых работ» – сетовал журналистам доктор технических наук, академик Токтамыс Мендыбаев. В итоге выяснилось, что уважаемый ученый как в воду глядел. И вот, прокуратура выявляет очередные многомиллионные нарушения, в областях щедро распыляются выговоры крупным начальникам, а исполнителей рангом пониже, иной раз даже показательно заключают под стражу.

В общем, программы сменяют друг друга как в калейдоскопе, миллиарды тенге уплывают в неизведанном направлении, а практически неизменными остаются лишь мрачноватые цифры статистики, согласно которым только 67 % населения страны имеет доступ к качественной питьевой воде и 47 % — к системам водоотведения. Двадцать процентов жителей Республики Казахстан вообще потребляют воду, абсолютно не соответствующую нормативным стандартам качества. Заодно, охотно констатируется что: «В связи с тем, что в течение длительного периода не проводился соответствующий капитальный ремонт и восстановление основных средств, 34% водоотводящих сетей и большинства канализационных очистных сооружений в городах и городских посёлках достигли 70%-ного физического износа». «Более того, к 2040 году ожидается увеличение безвозвратного потребления воды на коммунально-бытовые нужны, при этом нехватка доступной питьевой воды, водоотведения и очистки сточных вод усугубляется плачевным состоянием коммунальных сетей». Остается лишь добавить к этому рост тарифов, согласно которым только за прошлый год холодная вода подорожала для казахстанцев на 18,4%, горячая – на 9,6% и на 19,9% повысилось обслуживание канализации и можно понять, что положение по-прежнему критическое. Настолько, что уже напрямую угрожает национальной безопасности страны и здоровью ее жителей.

Ну а что чиновники? А вот у них в отличие от обезвоженных сограждан все очень даже неплохо. Творческий процесс идет полным ходом и на свет нарождаются все новые программные проекты, в очередной раз позволяющие приложится к уже столь полюбившемуся бездонному колодцу. В этой связи, наверное, будет не лишним упомянуть Программу бюджетного кредитования программа № 371046 «Кредитование на реконструкцию и строительство систем тепло- водоснабжения и водоотведения» активная фаза реализации которой происходит аккурат в нынешние дни.

Щедрое Министерство по инвестициям и развитию РК

Желающих покредитоваться на столь благодатном поприще, как, наверное уже очевидно нашлось немало и нет ничего удивительного, что одним из весьма энергичных участников программы стал акимат города Алматы. Дабы не утомлять читателя обилием цифр перескажу только наиболее ключевые нюансы. Итак, согласно документу, деньги в виде кредитов выделяются местным исполнительным органам - акиматам на строительство теплосетей водопроводов и канализации сроком на двадцать лет по 0,01 %-ной ставке годовых вознаграждения. Заложенная сумма на 2016 годы выглядела впечатляюще - семьдесят пять миллиардов тенге (75 000 000 000 – для акиматов южной и северной столиц). Срок отчетности как видим тоже весьма привлекателен – через двадцать лет после освоения выделенных средств. Чуть пожиже, но тоже вполне симпатично просматривалась и сумма кредитования на 2017-2019 годы - 48 миллиардов тенге (48 000 000 000). И так же - со сроком отчетности через двадцать лет. Были и отдельные уточнения по поводу акиматов Астаны и Алматы, в частности их кредитования на 2018 год : «Кредитование бюджетов городов Астаны и Алматы на реконструкцию и строительство систем тепл- , водоснабжения и водоотведения»  в сумме тридцать четыре миллиарда триста восемьдесят миллионов шестьсот четырнадцать тысяч тенге (34 380 614 000…) и «Кредитование, бюджетов городов Астаны и Алматы на реконструкцию и строительство систем теплоснабжения»  в сумме два миллиарда двести восемьдесят восемь миллионов шестьсот семьдесят семь тысяч тенге (2 288 677 000). Ну а дальше все как обычно - на те же 20 лет и по 0,01 %-ной ставке годового вознаграждения.  

А оператором этой программы было назначено Министерство по инвестициям и развитию РК, которое в течении трех лет добросовестно перечислило в городские бюджеты двух столиц и ряда регионов порядка 158 миллиардов (158 000 0000 0000) тенге. Очень даже неплохо для материального подспорья, особенно если учесть, что помимо хлынувших полноводной рекой денег из республиканской казны у чиновников на местах существовали и локальные бюджетные программы с тем же назначением. На которые из года в год так же выделялись определенные немалые средства. В общем, при таком раскладе как бы выразился один хрестоматийный персонаж из кинематографа: «Это просто праздник какой то!».

Но есть ли результаты, хотя бы промежуточные, по 2016, по 2017 годам? А ведь хвастать-то рациональным использованием никак нельзя. Допустим, общественность, жители  тех районов южной столицы, которые из года в год терпят весьма болезненные проблемы из за некачественного снабжения питьевой водой о нем начали узнавать опосредованно. Например, из материалов средств массовой информации которые периодически вскрывали некоторые весьма любопытные факты из жизни городского водохозяйства. Об общих монументальных расходах мы поговорим чуть позже, а пока приведем  только один, весьма показательный пример из серии если можно так выразится «повседневной хозяйственной деятельности». Нельзя сказать чтобы он был не известен как самим жителям южной столицы, так и ответственным чиновникам разного уровня вне таковой.

Пресса пишет – а властям хоть бы хны

Об этом уже неоднократно писалось в различных средствах массовой информации, проходили слушания, а тревожные сигналы посылались в самые различные инстанции. Однако, в последнее время и, как при этом принято писать, «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами», ситуация с угрозой возникновения дефицита питьевой воды в целом районов Алматы и серьезных нарушений со стороны хозяйствующих субъектов приобретает особо пикантный оттенок.

…Более подробно предысторию  о том как складывалась система местного водоснабжения можно прочитать в статье «Питьевая вода» : куда ушли деньги по госпрограмме в Алматинской области».  Достаточно интересные дополнительные подробности  были опубликованы в материале под названием  «Водная активность в Ремизовке: куда уплыл миллиард»,  в котором напрямую поднимались вопросы крайне оригинального расходования бюджетных средств на «бумажные проекты». Казалось бы, после такого расследования должна быть активная реакция с самого верха», ан нет - различные чиновники «поймали»  многозначительную тишину.

А теперь опять вернемся к уже упомянутой в этой статье нынешней программе «Кредитование на реконструкцию и строительство систем тепло- водоснабжения и водоотведения». Для начала, напомним, что, в распоряжении местной исполнительной власти в есть собственные бюджет аккурат на эти целевые нужды. Что собственно и было подтверждено недавним заявлением в городских СМИ о том, что, например,  строительство теплотрасс по улице имени Толе би в Алматы будет финансироваться из собственного бюджета города. Прибавим к этому и достаточно неплохие средства аккумулированные в руках таких  монополистов  как «Алматы СУ»  и «Алматинские тепловые сети»  в постоянно растущих тарифах, в которых заложены суммы на ремонты, перекладки и строительство новых объектов.

Если же обратиться к официальным документам, например к «Отчету об исполнении местного бюджета города Алматы» то будет видно, что чистое бюджетное кредитование г. Алматы, например, в январе-июле 2016 года составило 8,98 млрд тенге. В том числе, бюджетные кредиты находились на уровне 9,05 млрд тенге, которые преимущественно были направлены в сферу жилищно-коммунального хозяйства; погашение бюджетных кредитов – 0,07 млрд тенге. А чистое бюджетное кредитование в Алматы в 2017 году составило – уже 12 759 489,3 тысяч тенге. И так далее.  Кроме того, как рассказывал журналистам заместитель акима Алматы Ерлан Аукенов - в 2017 году на возведение и реконструкцию 317 км городских сетей водопровода и 265 км канализации было выделено 25,5 милрд.  тенге.

То есть, проще говоря - деньги есть. Мало того, на них даже кое-что строится. Когда удачно, когда менее - это уже тема для другого разговора. Но откуда взялись 317 км. городских сетей, не говоря уже о том, чтобы  хотя бы толика этих километров оказались на присоединенных четыре года тому назад к городу Алматы  территориях – та же Ремизовка, вошедшая в Бостандыкский район города, территории  примкнувшие к Алатаускому району, не говоря уже об совершенно новом районе – Нурызбайском, что на западе города? А посему остается основной вопрос - куда в таком случае в принципе утекают средства из республиканского бюджета с такой старательностью «добываемые» местными чиновниками?  

С самых высоких трибун в стране не раз и не два говорилось о том, что пока распределение бюджетных средств происходит лишь  по принципу «нравится - не нравится», «люблю –не люблю», а не с учетом реалий экономики, рыночного спроса, или даже элементарной необходимости, вал работы ждет сначала членов счетного комитета, а потом сотрудников следственных бригад. Казне правда от этого отнюдь не легче, так как вернуть распыленные миллионы и миллиарды, как правило, уже никогда не удается. Скоро в стране начнут подводиться предварительные итоги года, и как всегда бывает в подобных случаях, казахстанская общественность станет свидетелями  целого ряда серьезных скандалов. Профигурирует ли при этом город Алматы с его водоснабжением, пока загадывать не будем. Просто надо понимать, что, хотя бы на уровне отдельно взятых районов, все предпосылки к «разбору полетов» вполне присутствуют. Допустим, каких районов? Об этом ниже. В последней главе…

Районы, кварталы, жилые массивы…  мимо которых куда-то «летят» миллиарды?

Мы привели целый ряд цифр, еще раз подчеркнем, взятых из открытых, официальных источников. Теперь же продолжим этот обзор теперь в более узком коридоре – «районовском». А теперь давайте еще раз вдумаемся, взглянув на официальные статистические данные.

Итак, в период с 2013 г. по 2017 г. инвестиции в основной капитал по направлениям использования в частности в водоснабжение и канализационную систему по одному лишь Бостандыкскому району г. Алматы куда была присоединена Ремизовка, Ерменсай, Совхоз Алатау Энергетик, Баганашил и т.д.  составили 29 089 558 000 тенге(!!). Согласитесь, от таких цифр, воистину, волосы дыбом встают - по текущему курсу, если грубо, менее чем за 5 лет это составило ни много, ни мало, свыше 80 миллионов… долларов! 

Считайте сами: 

Итак, по Бостандыкскому району г Алматы

В 2013 году было инвестировано бюджетных денег в основной капитал

3 209 717 000 тенге.

В 2014 году было инвестировано бюджетных денег в основной капитал

4 739 590 000 тенге.

В 2015 году было инвестировано бюджетных денег в основной капитал

8 154 070 000 тенге.

В 2016 году было инвестировано бюджетных денег в основной капитал

9 569 001 000 тенге.

В 2017 году было инвестировано бюджетных денег в основной капитал

3 421 180 000 тенге.

На эти суммы все водное хозяйство района должно быть упаковано по последнему писку достижений науки и техники и стать примером всей стране. На деле же, в реальности, есть население, которое уже четвертый год считается городским (ну они же теперь в черте города и юридически находятся в управлении городских властей), но продолжает пить (ПИТЬ!) воду из …реки или соленую воду из старых скважин, вода из которых имеет взвеси, выбивающие у жителей бытовую технику (стиральные машины, электрочайники, посудомоечные шкафы) за полтора года эксплуатации, не говоря об ее опасности для здоровья человека. И это продолжается уже не годы, а десятилетия. И об этом тоже не раз и не два писала пресса. Но как  можно наблюдать – поставщики этой, с позволения сказать, питьевой воды как ТОО ОРХАН и ТОО «Сервис Тау Су» вроде получают предписания о запрете заниматься такой деятельностью… но с них как с гуся вода.

Канализация построенная акиматом не охватывает их улицы и дворы, она почему то проходит по территории где никто не живет или того удивительнее… там, где уже она есть. А попытки частной компании ТОО «Орхан» совместно с чинушами из Акимата наладить в Ремизовке централизованное водоснабжение и канализацию является верхом всей этой вакханалии и с нарушением  всех мыслимых и немыслимых норм в этой области.  И это наводит на большие подозрения о вероятном сговоре и коррупционных схемах.

Население ставшее заложником такой странной политики, когда миллиарды «облетают стороной»  обустройство такой важной социальной сферы, как снабжение населения питьевой водой, видимо, до сих пор не в курсе об этом. Куда в таком случае смотрит смотрит Счетный комитет и Генеральная прокуратура – этот вопрос остается, как всегда, риторическим… Тем более, что странноватая хозяйственная деятельность в той же Ремизовке не затихает ни на минуту. В самой Ремизовке  мистическим образом было выдано аж пять ТУ (техническое условие) на подключение к трубе Водоканала, в том числе и вышеупомянутым частным фирмам. И это несмотря на практически полное отсутствие там элементарных инженерных коридоров (или по иному «створов») для прокладки новых водопроводов.

И крайне любопытно понять: КАК ПЯТЬ потенциальных водоводов  влезут под узкое дорожное полотно которое что ведет в Ремизовку от проспекта имени Аль-Фараби?! Это нонсенс для любого, кто владеет хотя бы минимальным инженерным образованием. Но здравый смысл властям города похоже уже неведом в данном вопросе. Либо это какое-то тупое прикрытие, мол, мы все даем волю вольную в этом вопросе всем, но выиграет, скажем кто-то один – «пилите. Шура, пилите…».        

Впрочем, у некоторых чиновников, похоже, вопросов в таких случаях возникает куда как меньше. А точнее два - насколько «своей» является та или иная задействованная в проекте фирма; и, самое главное - будут ли впоследствии неприятные оргвыводы для самих бюрократов раздающих сомнительные разрешения? Если ответы получаются соответствующие, то схема «жизнь-праздник» будет продолжаться... А насущные проблемы водоснабжения будут только множится и вызывать все больше и больше недоуменных вопросов. 

Аналитическо-Информационное бюро ПИК

 

Рейтинг: 
Средняя: 4 (3 votes)